Ассортиментная политика — это система формирования, размещения и стимулирования сбыта готовых изделий на каждом предприятии; это политика, направленная на создание на предприятии такого ассортимента продукции (услуг), чтобы увеличить выручку от реализации, прибыль, снизить трудоемкость, повысить производительность труда и другие показатели деятельности предприятия.
Активно помогает в формировании ассортиментной политики разработка планов, их поэтапная реализация и контроль. Целью составления плана ассортиментной поддержки должен быть выбор продукции для поставки и прогнозирование объемных и стоимостных показателей новой номенклатуры и контроль качества.
Появляется необходимость в разнообразии номенклатуры, ее прозрачности для клиента, ее приобрело значение и обслуживание, создаваемых для этого ресурсов, а также в создании объема и структуры заказов клиента. Все это связано с проведением маркетинговой политики предприятия. Так, известно, что товарооборот предприятия во многом зависит от наличия на складе и качества закупки продукции. А эффективность товарооборота, как и других социально-экономических показателей, зависит от того, что побудило ее потребителя приобретать продукцию, а именно: наличие дефицита или избытка на рынке, возможность выбора лучшего предложения в сравнении с другими, а для этого — определенная марка товара, наличие специальных мероприятий для продвижения его на рынок и др.
Является одной из главных целей ассортиментной программы — упорядочение процесса обслуживания клиентов, что предполагает оперативность, аккуратность, уважение к каждому из них и считает основной характеристикой работы — удовлетворение клиента, максимальное удовлетворение его потребностей.
Товарооборот — это «вымывание» товаров из оборота других предприятий с целью их приобретения и распространения. В процессе товарообмена товаров происходит передвижение товаров из одной товарной группы в другую.
Увеличение и расширение ассортимента — один из основных методов формирования ассортимента. В большом ассортименте товаров может быть трудно найти необходимый продукт и, наоборот, в маленьком — трудно бывает найти необходимый товар, особенно дефицит. Формирование ассортимента — сложная задача, требующая внимания к изучению рынка, передового опыта и учета всего спектра требований, которые предъявляют потребители к товарам.
Темп роста товарооборотов зависит от темпов прироста товарной массы, от качества обслуживания, мощности торговых организаций, ассортимента, методов ценообразования, конкурентной борьбы, уровня развития инфраструктуры торговли, платежеспособного спроса населения и других факторов.
Реализация товарной продукции имеет следующие основные этапы:
1. Анализ рынка
2. Определение приоритетов и прогноз тенденций развития товаро-оборота и, если необходимо, разработка новой товарной позиции.
3. Поиск новых поставщиков, заключение договоров, разработка стратегии и та