Медиаперсонами (книги, люди, события, места, действия, высказывания, тексты) и их воздействия на
Я обращаю внимание с книгой, а затем, по мере возможности, на обстоятельства, продукты и явления, которыми нужно управлять в соответствии с авторской теорией. Одинаково важно и для фасилитации, и для управления, и следует ограничивать роль фасилитатора
Разумеется, есть вещи, на которые невозможно повлиять, по крайней мере в данный момент. Но а что, собственно, мы хотим получить? Изменение событий? Выход за пределы сценария? Сделать что-то по-другому?
– Значит, для поддержания отношений с группой [собравшейся для работы] недостаточно просто передать им слова, нужно еще и начать что-нибудь делать для себя, то есть выполнять какие-то задачи?
Это действительно так! Вы можете быть совершенно спокойны – любые слова ничего не изменят в действительности. Я говорю это, чтобы вы понимали – ничего не произойдет, если вы просто выберете слова. Даже если вы будете говорить всем и каждому, что вы не пьяны, вы все равно не окажетесь наутро трезвым.
Вот почему, в первую очередь, я говорил о том, что необходимо изменить ситуацию в группе. Это первый шаг к тому, чтобы изменить ситуацию. Если лидер группы будет участвовать во всех действиях или высказываниях группы, то у него больше шансов повлиять на развитие ситуации и тоже изменить ее.
Иными словами, при отборе участников лучше всего учитывать, как в реальности группа воспринимала лидера в те или иные периоды времени. Мы говорим о людях, которые постоянно находились с группой и, естественно, общались с ней.
Будет забавно узнать, что большинство людей, которые участвуют в группе, либо вовсе не понимали, что это вообще за группа, либо понимали это, но не осознавали намерений и целей лидера.
– Каким образом лидер должен действовать и говорить во время процесса фасилитирования?
Когда большинство факторов уже учтены, остается только главный фактор – темп группы. Когда мы получаем правильные данные об эффективности работы членов группы, а также информацию о том. как они думают и взаимодействуют, мы можем приступать к "правильному" программированию.
Определяя цель, я никогда не ориентируюсь на фасилитацию. Я не говорю "вы можете достичь результата!", я говорю "это возможно и приведет вас к цели". Понятно, что фасилитация – это всего лишь один из множества вариантов, но работать с ней – очень важно.
В том же случае, когда мы имее