Retag

Retag'у выходит, что "последний рейх дошёл до состояния своих моральных упадка, опустошения и утраты истинной человечности". В своём дневнике он подчёркивал: "Многие молодые люди стали сомнительными или распадаются, другие же теряют критическую оценку". Уже в 1938 году Гитлер, разочаровавшись в либерализме, отказывается от необходимости считаться с чьими-то желаниями. Разрушительная идеология национал-социализма, по мнению Хансена, стала причиной того, что Германия за 15 лет потеряла половину своих женщин и половину своего мужского населения[161].

Говоря о нацизме в целом, профессор приходит к выводу, что его философские основы были созданы с учётом особенностей немецкого менталитета, тогда как британский профессор К. Маккиннон считал, что либеральные идеи "исчерпываются путём обвинения ни в чём не повинных людей"[162]. По мнению профессора К. Хансен, в Европе "военный потенциал и власть германской нации перевешивают свободу и права мирного населения". Если для британца истинная свобода заключена в подчинении, то для немцев — в способности принимать собственные решения и нести за них ответственность[163].

Дэвид Дойч. Немецкая модель фашизма. 1848—1914 годы — век идей

В книге "Время Гитлера" (1981) немецкий историк Дэвид Д. Дойс приходит к заключению, что в Германии конца XIX века существовал "бульварный либерализм"[155]. С точки зрения Дойса, либерализм XIX века с его идеями прав человека и свободы выражал западный менталитет. Его движущей силой была жажда наживы, а не идеи создания справедливого общества. Либеральные идеалы, в том числе свобода слова и представительная демократия, давно отошли на второй план в Германии, в которой утвердились принципы национал-реформизма[156].

В своей книге "Немецкая модель. Германия после 1871 года" (2001) профессор Д. Л. Мур отрицает предложенное К. П. Каутским разделение истории Германии на два этапа — до и после 1870 года. По его мнению, под "бюргерским либерализмом" скрывался "колоссальный подъём националистических, антисемитских, антиавстрийских и антирабочих настроений"[157]. В дальнейшем Мур связывает "бёрнлинизм" на Гаагской конференции 1900 года с началом становления "фашизма" в Германии. По мнению Мура, "фюрер" бы